Проект «Человек и время», разработанный и представленный на сайте Н. И. Топорковой, представляет большой практический интерес для педагогов, реализующих новый образовательный стандарт, предполагающий освоение духовно-нравственной дисциплины «Основы религиозной культуры и светской этики». Он предназначен для реализации в рамках модуля «Основы православной культуры» детьми младшего школьного возраста (9-11 лет).
При оценке данного проекта были использованы критерии оценивания по расширенной методике О. Ф. Брыскиной. Согласно требованиям, предъявляемым к проектам подобного вида, он представлен в визитке. В ней дана общая информация о проекте, описаны предполагаемые результаты в связи с требованиями образовательного стандарта (указаны личностные, предметные и метапредметные результаты). Система оценивания включает в себя критерии, методики и формы представления результатов (таблицы, отражающие необходимые знания, умения и навыки) личного и командного продвижения в проекте. Вопросы, направляющие проект, связаны с осмыслением календаря (церковного и гражданского) с позиции его влияния на духовное развитие человека.
Описаны мероприятия по реализации проекта, представленные по следующим этапам: подготовительный, святочный, праздничный, пасхальный и заключительный. Они включают в себя создание презентаций, проведение исследования, составление рассказов, эссе, участие в викторине и т.п. Помимо этого, представлены рекомендации для дифференцированного участия детей в проекте: для детей с трудностями усвоения материала, детей, для которых русский язык – не родной, для одаренных детей. Описаны материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта (оборудование, программы, литература, интернет-источники).
Визитная карточка оформлена в соответствии с требованиями, отсутствуют орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки.
Особенно значим используемый в данном проекте деятельностный подход, который востребован в реализации ФГОС.
В стартовой презентации проекта обсуждаются вопросы, направляющие проект, обозначаются существующие виды календарей, их место в жизни человека, соотносятся между собой религиозный (православный) и гражданский календари. Задаваемые участникам вопросы заставляют их задуматься, обозначают проблемные точки, которые могут стать отправными точками для исследований, размышлений. По ходу презентации выявляется видение проблемы учащимися, представляется поэтапный план реализации проекта и правила работы в команде. Участники получают представление о результатах проекта с позиции формирования качеств, необходимых человеку XXI века. В презентации даются ссылки на информационные источники (сайт и форум для обсуждения). Дизайн соответствует теме проекта.
Буклет является еще одной составляющей презентуемых стартовых материалов проекта. В нем дается информация для родителей, которые могут выполнять разные роли: наблюдателя, помощника, со-участника, активного деятеля. В буклете четко обозначены цели проекта, ожидаемые результаты в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, раскрывается актуальность проекта для учащихся и содержание проектной деятельности.
Представлены проблемные вопросы и формы представления результатов исследования. Автором найдены удачные решения для оформления буклета, дизайн соответствует теме проекта и тесно связан с остальными материалами проекта, представленными на слайде.
В портфолио проекта представлен график проведения процедуры оценивания (формирующего и итогового)
Оценивание планируется до начала работы над проектом, в процессе его выполнения и после завершения. Она включает в себя таблицу личного участия и таблицу продвижения команды в проекте, где каждый участник команды и команда в целом на протяжении проекта имеет возможность отмечать и отслеживать своё участие и продвижение в проекте. Таким образом, выбранные технологии предполагают активное участие учащихся в процедуре оценивания.
Для представления продукты исследовательской деятельности имеются адекватные технологические средства. Даны формы представления проектной страницы команды, эссе, презентации, оформление Ментальной карты, материалов на Prezi.com, документов в Docme, Ленты времени.
Для поддержки проекта активно используются Интернет-технологии. Выбрана адекватная среда взаимодействия участников проекта и различные средства организации обратной связи с учащимися.
В проекте разработано методическое и технологическое сопровождение рефлексии учащихся в ходе проекта и после его завершения.
Таким образом, проект «Человек и время», разработанный Н. И. Топорковой, является актуальным, педагогически целесообразным, оснащенным необходимыми информационными технологиями, методиками реализации и оценивания проектной деятельности учащихся начальной школы.
Описаны мероприятия по реализации проекта, представленные по следующим этапам: подготовительный, святочный, праздничный, пасхальный и заключительный. Они включают в себя создание презентаций, проведение исследования, составление рассказов, эссе, участие в викторине и т.п. Помимо этого, представлены рекомендации для дифференцированного участия детей в проекте: для детей с трудностями усвоения материала, детей, для которых русский язык – не родной, для одаренных детей. Описаны материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта (оборудование, программы, литература, интернет-источники).
Визитная карточка оформлена в соответствии с требованиями, отсутствуют орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки.
Особенно значим используемый в данном проекте деятельностный подход, который востребован в реализации ФГОС.
В стартовой презентации проекта обсуждаются вопросы, направляющие проект, обозначаются существующие виды календарей, их место в жизни человека, соотносятся между собой религиозный (православный) и гражданский календари. Задаваемые участникам вопросы заставляют их задуматься, обозначают проблемные точки, которые могут стать отправными точками для исследований, размышлений. По ходу презентации выявляется видение проблемы учащимися, представляется поэтапный план реализации проекта и правила работы в команде. Участники получают представление о результатах проекта с позиции формирования качеств, необходимых человеку XXI века. В презентации даются ссылки на информационные источники (сайт и форум для обсуждения). Дизайн соответствует теме проекта.
Буклет является еще одной составляющей презентуемых стартовых материалов проекта. В нем дается информация для родителей, которые могут выполнять разные роли: наблюдателя, помощника, со-участника, активного деятеля. В буклете четко обозначены цели проекта, ожидаемые результаты в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, раскрывается актуальность проекта для учащихся и содержание проектной деятельности.
Представлены проблемные вопросы и формы представления результатов исследования. Автором найдены удачные решения для оформления буклета, дизайн соответствует теме проекта и тесно связан с остальными материалами проекта, представленными на слайде.
В портфолио проекта представлен график проведения процедуры оценивания (формирующего и итогового)
Оценивание планируется до начала работы над проектом, в процессе его выполнения и после завершения. Она включает в себя таблицу личного участия и таблицу продвижения команды в проекте, где каждый участник команды и команда в целом на протяжении проекта имеет возможность отмечать и отслеживать своё участие и продвижение в проекте. Таким образом, выбранные технологии предполагают активное участие учащихся в процедуре оценивания.
Для представления продукты исследовательской деятельности имеются адекватные технологические средства. Даны формы представления проектной страницы команды, эссе, презентации, оформление Ментальной карты, материалов на Prezi.com, документов в Docme, Ленты времени.
Для поддержки проекта активно используются Интернет-технологии. Выбрана адекватная среда взаимодействия участников проекта и различные средства организации обратной связи с учащимися.
В проекте разработано методическое и технологическое сопровождение рефлексии учащихся в ходе проекта и после его завершения.
Таким образом, проект «Человек и время», разработанный Н. И. Топорковой, является актуальным, педагогически целесообразным, оснащенным необходимыми информационными технологиями, методиками реализации и оценивания проектной деятельности учащихся начальной школы.
Эксперт - Симакова Татьяна Петровна,
профессор кафедры психологии НФИ КемГУ, д.п.н., г. Новокузнецк
Дата экспертизы -17.08.2013.
Комментариев нет:
Отправить комментарий